вторник, 6 февраля 2024 г.


Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека.

Развивающие задачи:  развивать умение понимать значение поговорки.

Речевые задачи: Закрепить в словаре детей слова: «прозрачный», «упругий», «прохладный», умение произносить звук «ш» со сменой голоса.

Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность при проведении оп

Предшествующая работа: Наблюдения на прогулке за ветром с помощью шаров, вертушек, чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

 

Материал к занятию: стаканы пластиковые, тарелки пластиковые, трубочки,  полиэтиленовые мешочки, воздушные шары, мячи, обручи, мыльные пузыри на каждого ребёнка.

 Ход занятия:

Воспитатель включает запись с шумом ветра. Загадывает загадку: Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт, что это? (воздух).Чем дышит человек? Как вы думаете. Нужен ли нам воздух? Можем ли мы прожить без воздуха?(ответы) Давайте убедимся в этом .Сделайте глубокий вдох, а затем выдох(дети выполняют указание воспитателя)Человек вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ .Когда мы вдыхаем кислород, он задерживается в лёгких. Лёгкие перерабатывают кислород, превращая в углекислый газ - мы его и выдыхаем. Когда в лёгких воздух кончается, нам становится трудно дышать. Мы задыхаемся, кожа краснеет.

Есть ли в группе воздух? Почему мы его не видим? (он невидимый, прозрачный)

Вывод:  нам воздух очень необходим.

Существует такая поговорка: «Нужен как воздух». Как вы понимаете значение этого              высказывания ?(ответы детей).Хотите побольше узнать про воздух, каков он?

Для этого мы отправимся в лабораторию, превратившись в учёных (надевают маски).

Опыт 1 невидимость, прозрачность.

(Предлагает осмотреть пустой стакан) Есть ли что-нибудь в стакане? (ответы) Сейчас мы это проверим(поворачивает стакан верх дном и медленно, ровно опускает в миску с водой, обращая внимание детей на то, что держать стакан нужно ровно).Попадает ли вода в стакан? Почему не попадает? (высказывания)

Вывод :В стакане есть воздух ,он не пускает воду в стакан, так как  невидимый, прозрачный, «прячется» от нас.

Опыт 2-упругость, сжимаемость.

Всё же воздух можно обнаружить.(предлагает взять пустые мешочки)Что-нибудь в мешочках ест?(пустые .,потому что плоские). Сейчас мы надуем пакеты, побегаем, держа пакеты раскрытыми.  Закрываем пакеты, закручиваем, сжимаем, какие они?(упругие, как мяч).Есть ли вокруг упругие предметы, игрушки?

Вывод: Воздух упругий, сжимаемый.(предлагаю поиграть с шарами, покатать мячи, поскакать на них).

Опыт 3.

(Предлагает подуть в стакан с водой через трубочку для коктейля, понаблюдать за пузырьками воздуха). Откуда появляются пузырьки?

Вывод: Выдыхаемый нами воздух через трубку попадает в воду, появляются пузырьки.

                Физминутка (Хороводная игра »Пузырь»)

 Опыт 4. Лёгкость, прозрачность.

Звучит запись с чтением стихотворения «Мыльные пузыри» Самуила Маршака). Что находится внутри пузырьков? (воздух).Мыльные пузыри лёгкие, прозрачные, потому что внутри них находится воздух(дети пытаются поймать воздух).

Вывод: воздух лёгкий.

Опыт 5:

(Воспитатель даёт детям по воздушному шару, предлагает надуть, поиграть, выпускать воздух). Когда мы выпускали воздух, услышали звук.

Воздух можно услышать.

 Опыт 6:

(Предлагает подносить ладошки ко рту, к носу, подуть) Что вы почувствовали? (высказывания). Когда ещё мы наблюдали теплоту воздуха?(летом на прогулках).Каким он был в жаркую погоду?(жарким, прохладным, охлаждающим).Каким был воздух в холодную зимнюю погоду?(морозный, холодный).При большом желании воздух можно не только почувствовать, услышать, но и обнаружить(предлагает подойти  к окну, понаблюдать за деревьями).Почему деревья качаются? (ветер качает).Что такое ветер?(ветер-это движение воздуха)

Обобщение: побывали в лаборатории, о чём мы узнали? (Что воздух бывает лёгкий, прозрачный, невидимый, упругий, сжимается, Через опыты и наблюдения эти свойства можно обнаружить).

Тем, кому понравились опыты, воспитатель предлагает брать шарики с улыбками, а кому не понравились - без рисунков, предлагает собираться на улицу понаблюдать за ветром с помощью выбранных шаров.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  День матери. День матери - международный праздник в честь матерей , когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В ра...