Консультация на тему:
«Дидактические игры на
развитие дыхания».
Такие несовершенства речевого
дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное
возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи
детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием
взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило,
говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном
расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы
вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в
конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они
вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с
захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе,
без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка
речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха,
расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность
направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за
правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь
воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха
через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он
ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых
коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо
иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут
вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени
(можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими
упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут педагогам и родителям научить
ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку
длиной 20-
Взрослый показывает ребенку бабочек и
предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Взрослый дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит
дальше?
Необходимо следить, чтобы ребенок сидел
прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая
воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация
губных
мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки.
Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке или к
карандашу. Можно использовать елочное
украшение "дождик".
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на
бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве
листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных
мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних
листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в
вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный.
Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их
внимание на то, какое шуршание издают листья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий