понедельник, 2 сентября 2024 г.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Значение воздуха в жизни человека"


Аннотация:

Данное занятие рассчитано на детей подготовительной группы. Длительность занятия – 30 минут Занятие проводится в групповом помещении детского сада воспитателем, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Воспитатель приглашает детей в лабораторию, где дети, наблюдая, анализируя и делая выводы, приходят к определению основных свойств воздуха. В процессе деятельности дети активно отвечают на вопросы о свойствах воздуха. Самостоятельно проводят опыты, получают результат, учатся высказывать своё мнение и формулировать вывод.

Материал к занятию:

Шапки, веера, пакеты полиэтиленовые, трубочки для коктейля, стаканчики одноразовые, баночки большие и маленькие, фломастеры, карточки для условных обозначений (по 11 штук), мыльные пузыри (2 штуки), бейджики.

 Цель:

Закрепить у детей понятие «воздух», свойство воздуха и роль в жизни человека. Воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность.

 Образовательные задачи:

Расширить знания детей о воздухе и его свойствах: воздух существует везде, невидимый, прозрачный, бесцветный, легче воды, не имеет запаха; формировать представление о роли воздуха в жизни живых существ.

 Развивающие задачи:

Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, внимание, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

 Воспитательные задачи:

Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающей среде. Продолжать воспитывать навыки этики, взаимодействия со сверстниками и взрослым, воспитывать аккуратность при проведении опытов.

 Речевые задачи:

Продолжать учить детей употреблять в речи развернутые сложноподчиненные предложения. Расширять и активизировать словарь детей прилагаемыми по теме «Воздух»: («бесцветный», «прозрачный», «невидимый», формировать умение произносить звуки «с», «ш».)

 Ход занятия:

Ребята! Добро пожаловать в лабораторию. В лаборатории работают настоящие учёные, проводят разнообразные опыты, узнают много нового и интересного. О чём мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: 

Нам он нужен, чтоб дышать, 

Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это такое?

 Просмотр презентации «Воздух». (Дети садятся на стулья).

 1 слайд. Воздух – это прозрачная невидимка.

2 слайд. Вся наша планета окутана воздухом.

3 слайд. Воздух живёт везде: на улице, дома, в поле, в земле, в воде.

4 слайд. Сам воздух работает в электрических приборах: насосе, пылесосе, вентиляторе.

5 слайд. Воздух может двигаться с разной скоростью.

6 слайд. Он может быть слабым

7 слайд. А зимой холодный.

8 слайд. У костра воздух тёплый.

9 слайд. А ещё воздух бывает загрязненным. Воздух загрязняется от работы автомашин, когда в городе большие заводы, когда происходят пожары, даже когда курят сигареты.

10 слайд. Всему живому на свете нужен воздух, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, людям. Без воздуха ни одно живое существо не может прожить, всё погибнет.

11 слайд. Воздух – это то, что без чего нет жизни на Земле.

12 слайд. Вот такой он -  воздух.

 Воспитатель. У воздуха ещё много секретов, вы хотите их узнать?

Итак, надеваем шапки, теперь вы настоящие учёные, будете сами проводить опыты. В нашей лаборатории есть правила, которые нужно соблюдать.

  1. Работай по указанию взрослого.
  2. Не мешай друг другу, работай тихо, аккуратно, внимательно.
  3. Сначала посмотри, послушай, а потом повтори.
  4. Поработал – положи.

 Опыт №1

 Как вы думаете, есть ли воздух в нашей лаборатории? Воздух есть. Мы с вами не видим воздух, но можем его почувствовать. Как можно это сделать? На столах лежат веера. Помашите веером  у своего лица, что вы почувствовали? Воздух. Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили воздух на своей щеке. Значит, вывод: воздух в помещении существует. Обведём фломастером то, что мы сейчас узнали. Воздух существует, обведём  в круг рисунок веера. Продолжим исследования.

 Опыт №2

 Ну а есть ли воздух в нашей лаборатории, то как же его поймать? Оказывается, воздух можно поймать в полиэтиленовый пакет. Возьмите его. Какой он? Пустой. Его можно сложить в несколько раз. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, похож на подушку. Что в пакете? Воздух. А мы его видим? Нет. Значит, делаем вывод: воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Вот ещё одно наше открытие. Обведём фломастером в круг рисунок зачеркнутого глаза и зачёркнутые цветные кляксы. Молодцы, вы как настоящие ученые.

  Физкультминутка «Воздушная кукла»

 А теперь мы превратимся в кукол и насосов. Девочки – куклы, а мальчики – насосы. Насос со звуком «с-с-с» надувает раздутую куклу, а кукла со звуком «ш-ш-ш» сдувается.

 Опыт №3

 Итак, учёные, продолжаем работу. Я надую мыльные пузыри, а вы внимательно понаблюдайте за ними. Ребята, а почему пузыри поднимаются вверх? Потому что, воздух легче воды. Давайте мы это проверим. На столах стоят стаканы с водой и трубочками. Подуйте в трубочки. Что вы видите? Выходят пузырьки. А почему они выходят? Потому что воздух легче воды.

Значит, вывод: воздух легче воды. Итак, обведём в круг рисунок стаканчика с трубочкой. Что это означает? Воздух легче воды.

Вот ещё одно открытие.

 Опыт №4

 Ребята, а вы знаете, чем пахнет воздух, и чем он может пахнуть? Собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух присваивает запахи разных веществ. Перед вами баночки. А в баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать, что в них было. Сначала откройте банку №1. Что в ней хранилось? Ничего. Там чистый воздух. Откройте банку №2. В ней что хранилось? Мандарин. Значит, вывод: воздух сам не пахнет, а присваивает запах разных веществ. Итак, обведём в круг рисунок зачеркнутого носа. Что это означает? Чистый воздух сам не пахнет.

 Подведение итогов занятия. Работа по карточкам.

 Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы настоящие учёные. Что нового вы сегодня на занятии узнали? (Ответы детей). За вашу работу я дарю вам шарики, чтобы вы ещё больше узнали секретов о воздухе. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Конспект занятия "День рождения Кати"

  Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Художественно - эстетическое   и познавательное развитие»   Тема...